- РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА
РИТМИ́ЧЕСКАЯ ПРО́ЗА, 1) в широком смысле фонетически организованная проза (преимущественно ораторская проза) с ощутимой упорядоченностью ритма. Наиболее ощутима такая закономерность перед синтаксическими паузами и после них, т. е. на стыках фраз и колонов; в античной прозе ритмическими делались обычно концовки периодов. Разрабатывалась в античной и средневековой латинской литературе, оказала влияние на европейскую прозу XVI начала XIX вв. В русской прозе ритм такого рода ощутим, например, у Н. М. Карамзина, Н. В. Гоголя («Чуден Днепр при тихой погоде »).
2) В узком смысле слова Р. п. в русском стиховедении называется проза, в которой присутствуют определённые стопные (см. Стопа) закономерности: обычно ударения ложатся на каждый третий слог, образуя правильный дактилический (амфибрахический, анапестический) метр. Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Пример: «С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темно-оливковый, с вязью пальмет особняк: в переулке, в Леонтьевском! » (А. Белый, «Маски»). Встречается также у некоторых других писателей 20‑х гг. (Б. А. Пильняк, М. Шагинян). Не смешивать со стихотворением в прозе.Литература:
Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4.М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.